Красота безобразного
БЛОГ НАТАЛЬИ ПЛОТНИКОВОЙ
Природе не свойственно безобразное…

Ведь великий замысел природы содержится в ее гармонии, взаимосвязи ее частей целому. Красота подразумевает особый порядок, согласованный универсальным законом Бытия в существовании «здесь и сейчас».

Что такое красота?
Красота – (греч. – kalon, лат. - puchhrum) – универсальное понятие, раскрывающее эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые рождают блаженство, удовольствие, радость.
Человек всегда искал красоту. И человек всегда будет искать красоту, даже если на это он потратит целую жизнь. Почему? Возможно потому, что красота настолько универсальна, но при этом ее сложно описать, иногда увидеть или почувствовать… Так почему она универсальна? Красота — это всеохватывающий, всеобщий принцип всего сущего.

Быть красивым — внутреннее требование индивидуальной природы.
Форма, содержащая в себе и соразмерность (симметрию), и золотое сечение, для восприятия человека наиболее естественна и притягательна. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому, а в этом и заключается принцип золотого сечения. Этот принцип проявляется не только в природе, но и в искусстве, науке, технике.

Когда мы говорим о красоте, мы говорим об особой божественной пропорции, которая означает, что в данном пространстве, каковы бы ни были предметы или знаки, тени, свет — все в нем должно максимально сходиться к единству.
Красота входила в триаду высших ценностей (истина, добро, красота). В принципе, идея красоты в истории человечества сильно менялась. Согласно античным воззрениям: мера, порядок, четкость границ, гармония, симметрия – это основа красоты. В средние века, красота – это уже объективное свойство вещей, они нам нравятся, ибо они прекрасны. В XVI в. под сомнение была поставлена объективность прекрасного. Абсолютность красоты отвергал Дж. Бруно. Для Кампанеллы «нет ничего, что не было бы прекрасным и вместе с тем безобразным (постыдным)». Декарт говорил, что «прекрасное не означает ничего, кроме отношения нашего суждения к объекту.»

Просветители не отрекались от идеи красоты, они искали новых определений, новых возможностей проявления. В XIX в. еще больше усилились эти поиски. Они начались теорией Гегеля. Он пишет о том, что «красота есть обнаружение (чувственная видимость) идеи, а формы и гармония служат этому обнаружению.» По мнению искусствоведов, в прошлом веке идея красоты стала двусмысленной и неопределенной. Из философского языка она перешла в обыденный, при этом они говорят, что идея красоты – это «открытая идея». Открытая потому, что каждый ее использует на свой манер, оставляя ее в конечном счете неопределимой.

Сколько бы человек не искал красоту, всегда рядом было место и для безобразного. Леонардо да Винчи в своих рассуждениях о науке и искусстве написал о красоте и безобразном так:

«Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом».

В греко-римской античности считали, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия: в природе – это разрушающиеся и разлагающиеся объекты и существа; в человеке – это болезни, различные увечья или смерть; в морали – это безнравственные поступки; в политике и государственном управлении – это обман, несправедливые суды. В истории эстетики безобразное рассматривается как категория, которая соотносится с прекрасным.

Но что такое безобразное?

«Безобразное – это то, что провоцирует отвержение и представляет противоречие в себе самом. То, что не соответствует собственной идее и потому становится причиной уродства, вызывает отторжение и нарушение функций.» Так пишет о безобразном ученый А. Менегетти.
Идею безобразного развивал немецкий философ Иоганн Карл Фридрих Розенкранц.

Этой идеи он посвятил свою работу "Эстетика безобразного" (1853).

По его мнению, развитие идеи прекрасного делает неизбежным анализ безобразного.

Таким образом, мы можем говорить о том, что понятие безобразного является частью эстетики. Он говорит, что «безобразное – это отрицательная форма прекрасного.» А само явление как «эстетика безобразного» – это составная часть общей «метафизики прекрасного». Безобразное – это относительное понятие, «не само в себе сущее», но становящееся. И далее, следует важная мысль: «внутренняя диалектическая связь между прекрасным и безобразным заключена в возможности саморазрушения прекрасного на основе несвободы человеческого духа, возникающей при его переходе от духовного идеала к материальной реализации». Безобразное – это «несвобода духа», «воля к ничто», это что-то близкое ко злу… Но Розенранц говорит и том, что «восстановление прекрасного из безобразного - возможно!» И к этой мысли мы обязательно вернемся во второй части разговора о красоте безобразного.
Ещё больше полезного и бесплатного образовательного контента:
КОНТАКТЫ
WhatsApp/Telegram:
+7 (916) 232-78-98

mail@epistema.club
*Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Made on
Tilda