Красота безобразного
БЛОГ НАТАЛЬИ ПЛОТНИКОВОЙ
Мы все - одно, все мы - одна и та же единственная точка. И принципы, стоящие в основе этой вселенной, настолько совершенны и так красивы, указывают нам на творческую реальность, стоящую за всем сущем.
Чарльз Гилкрайст
Художник, философ Чарльз Гилкрайст в своих рассказах о целительной силе искусства, построенного на принципах сакральной геометрии говорит о том, что в нас есть единство.

Мы все одно, все мы одна и та же единственная точка. И принципы, стоящие в основе этой вселенной настолько совершенны и так красивы, указывают нам на творческую реальность, стоящую за всем сущем.

Красота – это данность существования.

"Принцип гармонии мы видим в природе и в том, что она создает." (Антонио Менегетти)

Человек живёт в огромном универсуме, являясь его частью. Человек как историко-духовное единство действия, обладающее разумными и биологическими способностями, как задуманная функция, является частью всего сущего. Переменная данного существования – это индивид (от лат. individuum — неделимое), создающий свою красоту. Ведь человеческое существо отличают не глаза, волосы и т.д., а тот специфический способ его существования, его разум, его способность к созиданию.
Безобразное — то, что провоцирует отвержение и представляет противоречие в себе самом. Это рассогласованность между восприятием и объективом.

Так говорит профессор А. Менегетти о безобразном. Безобразное — это то, что противоречит внутреннему порядку красоты и создается исключительно психической причинностью. Это то, что не соответствует собственной идее и потому становится причиной уродства, вызывает отторжение и нарушение некоторых функций.

По мнению немецкого философа Розенкранца, развитие идеи прекрасного делает неизбежным анализ безобразного. И внутренняя связь между красотой и безобразным основана на возможности саморазрушения красоты, и причиной этого является некая несвобода человеческого духа. Но восстановление красоты из безобразного возможно, хотя бы потому, что в этой взаимосвязи одно подтверждает существование другого.
И, все-таки, что может означать эта взаимосвязь? Как можно почувствовать, осознать красоту и безобразное? Профессор А. Менегетти говорил о том, что, если человек хочет видеть или даже чувствовать истинное искусство, необходимо проделать путь из своей интимности. Для этого следует свести «к нулю» все культуры, весь свой сборник предрассудков и установок.

А индийский философ Джидду Кришнамурти говорил о «наблюдении свободном без слов». Он говорил о том, что человек не свободен в восприятии чего-либо. Кришнамурти обращается к нам с вопросом о том, можно ли на что-то смотреть без слов, без слова которое создает образ, символ? И говорит о том, что «мысль – это вербальное движение слов». Необходимо в наблюдении быть свободными от времени, ведь время – это прошлое изменяющее себя в настоящем и продолжающееся. Если человек смотрит на что-либо со всеми прошлыми событиями и воспоминаниями и т.д., то что он видит? Время – это все накопленные знания о чем-либо, о ком-либо, о себе… Но если смотреть на что-то по-новому, свежо смотреть? Если смотреть без слова и без времени, то идея времени не будет больше вмешиваться. А значит для человека откроется новизна познания.

Для того, чтобы взглянуть на взаимосвязь красоты и безобразного «свободными без слов», необходимо вспомнить этимологию слова «очевидность».

Очевидность (от лат. ex vidente) – то, что результируется из опыта видящего.
Специфическое действие, присущее тому, кто видит.

Предполагает точное отношение совпадения открытого объекта и внутренней сути того, кто видит. Суть объекта и идея, или форма, того, кто смотрит, совпадают настолько, что становится возможной взаимообратимость объекта и идеи. В наблюдаемом объекте улавливается «Я есть». Такое определение очевидности дает профессор А. Менегетти.

Что значит понимание с очевидностью? Это когда мы ощущаем, осознаем несомненность, бесспорность, понятность, ясность…

Очевидность - это открытое действие!

Понимание прекрасного самого в себе стало ли очевидностью для человека, для его разума?

Ведь все мы учились по определенным тексам, составленным посредством той или иной идеологии. И наше восприятие, в том числе и прекрасного, опосредовано некой системой, контекстом и т.д.
Профессор А. Менегетти определил три базовых уровня элементарного восприятия:
1) Экстероцептивное познание.
Оно включает в себя любое возбуждение организма, вызванное как внутренними, так и внешними раздражителями; охватывает все формы кожной чувствительности и чувствительности пяти органов чувств, а также висцеральной или нервно-вегетативной чувствительности. Оно соответствует начальной стадии контакта, когда происходит любая внешняя или внутренняя стимуляция, то есть когда стимуляция еще носит секторный характер.
2) Проприоцептивное познание.
На этом уровне познание порождается любой сенсорной стимуляцией, которая превращается для организма в унифицированную информацию. Здесь восприятие выступает как многообразные данные, стекающиеся из внутренней или внешней среды, унифицируются исходя из базовой структуры индивидуации и воспринимаются организмом как единое целое. Это восприятие затрагивает весь организм целиком, вследствие чего информация достигает каждого отдельного участка организма.

В целом, на этих уровнях восприятия не должно наблюдаться никаких искажений. Если же какое-то нарушение все-таки происходит, то это влечет за собой органические изменения, которые уже не могут быть нейтрализованы организмом: в этом случае требуется внешнее медицинское вмешательство. До тех пор, пока первые два уровня восприятия остаются не затронутыми, функциональность бессознательного можно считать гарантированной.
3) Эгоцептивное познание.
Это восприятие «Я», то есть информация, отобранная двумя предыдущими уровнями восприятия и доведенная до сознательного, волевого и оперативного «Я». Вся информация определенного объема, типа и качества достигает «Я», вследствие чего «Я» неотвратимо призывается к ответственности.

И вот на этом уровне как раз возможны искажения. Во-первых, если на начальном этапе развития ребенка социальные знания носят характер функционального образования, то со временем, в случае абсолютизирования их в качестве приоритетной информации, эти социальные знания разрушают внутреннюю реальность индивида. Во-вторых, здесь мы также говорим о формировании комплексуального импульса (импульсов) у ребенка, которые устанавливаются до 6 лет.
Модальность комплексуального импульса складывается на основе трех элементов:

  1. Подавление биологического инстинкта индивида;
  2. Символики средовой культуры (правила, нормы, установки, предрассудки и т.д.)
  3. Становление реальности (устанавливается на основе стереотипов, обеспечивающие поддержание структуры импульса без новизны его развития).
Поэтому, «Я» формируется уже после комплекса. Это значит, что комплекс предшествует рождению и формированию зрелой структуры «Я», действуя на бессознательном уровне. В этом и есть одна из причин существования красоты безобразного.

Если наше восприятие себя и какого-либо предмета искусства основано на доминирующем образе комплекса – мы вне очевидности гармонии. Красивое может быть безобразным и наоборот, безобразное красивым. Например, произведения искусства, которые несут в себе болезнь автора, дисгармонию по отношению к чистому искусству – становятся предметом восторга и страха одновременно. Они находят отклик внутри человека (что-то отзывается в нем), но при этом не возникает ощущения чистоты, расширения и внутренней радости познающего… Схожесть комплекса дает иллюзию близости к чему-либо. Но возвращает ли это нас к первопричине, к нашей собственной красоте?

«Постоянство памяти» — это одна из известнейших картин великого художника, которая имеет несколько вариантов названия. Так, помимо привычного названия, встречаются «Мягкие часы», «Стойкость памяти», «Твердость памяти» и некоторые другие названия. Эта картина является своеобразным символом скоротечности и относительности времени. В картинах 1920-х годов мотив растянутой головы появляется часто, намекая на сон и сновидения. Здесь Дали добавляет изображения муравьев на лице, чтобы продемонстрировать разложение, которому человек подвергается под воздействием времени.

Жан Базен считал, что объект пробуждает нашу любовь именно потому, что, похоже является носителем более великих, чем он сам, сил». С психологической точки зрения, такой дух является подсознанием (об этом упоминает Юнг в своей книге «Человек и его символы»). Оно проявляет себя всегда, когда осознанное или рациональное знание достигает своих пределов и сталкивается с таинственным, поскольку человек стремиться заполнить необъяснимое и таинственное содержимым своего подсознания, будто проецирует это содержимое в темный пустой сосуд.
Для природы, или жизненного мира, реально и истинно только то, что им соответствует, индивидуации относительны. Профессор А. Менегетти говорит о том, что сам субъект должен определить то, что ему подходит в данной ситуации. То есть, индивид сам определяет, что для него будет красивым или безобразным.

Но как мы еще можем понять взаимосвязь красоты и безобразного?

Когда мы говорим — красота безобразного — мы имеем ввиду мгновение, движение, перерождение красоты в безобразное и снова перерождение к красоте. Вспомним что говорил немецкий ученый Розенкранц. Он говорил о том, что «восстановление прекрасного из безобразного — возможно».

Красота безобразного как мгновение — это перерождение безобразного в красивое призывается самой первопричиной, устремленностью к красоте и гармонии.
На рисунках условно показано некое мгновение. Первый рисунок — это состояние красоты во взаимосвязи с общим порядком гармонии. Далее, появляется некое искажение — страх, болезнь, неуверенность, бездействие, то есть все то, что искажает простой порядок существования гармонии. Наше собственное ощущение красоты скрыто от нас, и мы действуем согласно выбранного стереотипа. И третий рисунок отражает возникающие изменения, перерождение от безобразного к красоте. Когда мы меняем наш нефункциональный образ, когда мы начинаем «наблюдать без слов», когда открываемся творческому импульсу своего жизненного проекта и приобретаем новый опыт, получая новые инструменты необходимые для развития своей личности — мы становимся красотой!
Человек, смотрящий на что-либо красивое, чувствует волнение. Эта красота увлекает, делает существование непохожим на предыдущий опыт. Это форма, действие, которое порождается в то время, когда выражается вовне. Не смотрящий уподобляет себе красоту, а красота уподобляет себе смотрящего. Субъект лишь проявляет готовность и не препятствует. Истинно прекрасное, красота может быть познана только другим прекрасным, красивым. Безобразное не может увидеть красоту, которая находит понимание среди себе подобных. В конце концов, прекрасное определяется самим собой. Бытие блистает радостью и показывает тому, кто ему подобен. Постижение прекрасного, совершенного требует прозрачности, очевидности, простоты существования, в котором нет комплексов, установок, сознательного сравнения красоты с прежним опытом.
Человеку трудно видеть то, что есть, в той мере, в какой он не точен в своей психофизической специфике.
А. Менегетти.
Ещё больше полезного и бесплатного образовательного контента:
КОНТАКТЫ
WhatsApp/Telegram:
+7 (916) 232-78-98

mail@epistema.club
*Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Made on
Tilda